7.3. Регламент проведения практического экзамена
Перед проведением экзамена мастер производственного обучения еще раз знакомит экзаменуемого с правилами и порядком проведения экзамена, системой оценки и дает для выполнения в определенной последовательности задания, предусмотренные комплексом для данной категории самоходных машин, проводит инструктаж по безопасности труда и производственной безопасности с росписью в соответствующем журнале.
Перед началом выполнения задания самоходную машину устанавливают в предстартовой зоне, рычаг коробки переключения передач зафиксирован в нейтральном положении, стояночный тормоз включен, двигатель должен быть прогрет и остановлен (на самом деле двигатель остается запущенным, чтобы снизить вероятность выхода из строя СМ из-за неправильных действий курсантов, обычно состав группы 25-30 человек, поэтому 25-30 раз заглушить и вновь запустить двигатель – здоровья машине не прибавит). Вместо этого, чтобы инспектор убедился в знаниях курсанта о профилактических мерах, проводимых перед началом работы на самоходной машине – курсант подходит к инспектору и докладывает:
«Перед началом работы проверяю:
- уровень топлива,
- уровень масла в двигателе,
- уровень охлаждающей жидкости,
- крепление аккумулятора,
- исправность световых приборов;
- исправность звукового сигнала;
- исправность указателей поворотов;
- наличие медицинской аптечки;
- знака аварийной остановки
- огнетушителя;
- противооткатных упоров;
- наличие исправного инструмента.
- Регулирую сиденье, зеркала заднего вида, если необходимо – протираю лобовое и боковые стекла кабины для обеспечения обзорности.
Разрешите приступить к выполнению практического задания?»
По командам экзаменатора экзаменуемый занимает место в самоходной машине, осуществляет подготовку к движению и выполняет задания.
Действия перед началом движения:
(обязательно выполнять после каждой остановки):
- пристегнуть ремень безопасности:
- проверить достаточную обзорность в зеркалах заднего вида (!Обязательно, так как половину экзамена вам придется двигаться задним ходом, ориентируясь по зеркалам), убедиться в отсутствии людей и помех по пути следования машины;
- включить переднюю передачу;
- включить сигнал поворота;
- отпустить стояночный тормоз;
- дать звуковой сигнал;
- плавно, без рывков и дерганий тронуться с места.
Далее выполнять все элементы согласно прилагаемой схемы:
Внимание! Виды звуковых сигналов: передний ход – короткий одиночный;
задний ход – два коротких.
Сигналы поворота включать заблаговременно, а не во время поворота!
После выполнения задания и остановки самоходной машины в предстартовой зоне; включить нейтральную передачу; поставить СМ на стояночный тормоз.
Внимание: Входить и покидать кабину только лицом к кабине, держась руками за поручни: у вас всегда должно быть минимум три точки опоры: две руки + одна нога или две ноги + одна рука. Ни в коем случае не наступать на колеса и не прыгать из кабины!
При проведении практического экзамена у экзаменуемого проверяются следующие умения и навыки:
- пуск двигателя;
- пользование органами управления, зеркалами заднего вида;
- начало движения;
- движение по прямой передним и задним ходом:
- переключение передач на месте и в движении;
- движение передним и задним ходом по траектории “габаритный полукруг”
- торможение, остановка на расстоянии не более 0,5 м перед линией “Стоп”
- разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи передним и задним ходом;
- постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
- торможение и остановка на различных скоростях в обозначенном месте
- постановка самоходной машины в бокс задним ходом
Практический экзамен в итоге оценивается по системе: положительная оценка “сдал“, отрицательная — “не сдал“. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех заданий, предусмотренных комплексом. Правильность выполнения каждого задания оценивается по системе: положительная оценка “выполнил”, отрицательная — “не выполнил“.
Для каждого задания определен перечень типичных ошибок, которые подразделяются на грубые, средние и мелкие. В соответствии со шкалой оценки за каждую допущенную ошибку экзаменуемому начисляют штрафные баллы: за грубую — 5 баллов, среднюю — 3, мелкую — 1 балл.
Операции, связанные с созданием опасности для людей или с невыполнением требований задания при эксплуатации самоходной машины, отнесены в шкале ошибок к группе “грубые”, а связанные с безопасностью эксплуатации техники — к группе “средние”.
Оценка “выполнил” выставляется, если экзаменуемый при выполнении задания не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 6. Оценка “не выполнил” выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 6 и более.
Итоговая оценка “сдал” выставляется, если экзаменуемый получил оценку “выполнил” за все задания, предусмотренные комплексом.
В случае, если экзаменуемый получил оценку “не выполнил” за одно задание из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется возможность повторно выполнить это задание через неделю при проведении повторного экзамена.
Номер задания, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе и протоколе.
При положительном результате повторного выполнения задания экзаменуемому выставляется итоговая оценка “сдал”, при отрицательном — “не сдал”.
Итоговая оценка “не сдал” выставляется, если экзаменуемый получил оценку “не выполнил” за два задания из всех, предусмотренных комплексом.
Шкала ошибок 1
- Грубые — 5 штрафных баллов за каждую ошибку
- Не зафиксировал нейтральное положение рычага коробки перемены передач или рычага гидрораспределителя привода.
- Не поставил самоходную машину на стояночный тормоз.
- Средние — 3 штрафных балла за каждую ошибку
- Не проверил уровень масла.
- Не проверил уровень охлаждающей жидкости.
- Не смог завести с трех попыток основной двигатель.
- Не выключил пусковой двигатель.
- При выполнении задания двигатель заглох.
- Мелкие — 1 штрафной балл за каждую ошибку
- Не выключил двигатель после выполнения задания.
- При выполнении задания двигатель заглох.
ЗАДАНИЕ . ГАБАРИТНЫЙ КОРИДОР, ГАБАРИТНЫЙ ПОЛУКРУГ, РАЗГОН-ТОРМОЖЕНИЕ
Экзаменуемый выполняет следующие операции:
- трогание с места;
- движение в габаритном коридоре;
- движение по траектории “габаритный полукруг”;
- движение по прямой, переключение передач с низшей на высшую и наоборот;
- торможение, остановка на расстоянии не более 0,5 м перед линией “Стоп”.
После выполнения задания и остановки внедорожного транспортного средства экзаменуемый должен:
- поставить его в предстартовую зону;
- включить нейтральную передачу;
- поставить на стояночный тормоз.
Шкала ошибок 2
- Грубые – 5 штрафных баллов за каждую ошибку
- Сбил элементы разметочного оборудования.
- Не включил указатель поворота при трогании с места.
- При трогании с места не снял машину со стояночного тормоза.
- При трогании с места не пользовался зеркалом заднего вида.
- Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
- После выполнения задания и остановки машины не поставил ее на стояночный тормоз.
- Средние — 3 штрафных балла за каждую ошибку
- Отклонился от заданной траектории движения за пределы разметки.
- При выполнении задания двигатель заглох.
- Пересек линию “Стоп”.
- Не переключил передачу с низшей на высшую и наоборот.
- Остановился на расстоянии более 0,5 м перед линией “Стоп”.
- Мелкие — 1 штрафной балл за каждую ошибку
- Не выключил двигатель после выполнения задания.
- Произвел резкое торможение перед линией “Стоп”.
- Не поставил самоходную машину в предстартовую зону.
При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения заданий, ведет хронометраж времени, подает команды экзаменуемому, обеспечивает соблюдение требований безопасности, проводит наблюдение за действиями экзаменуемого, фиксирует в экзаменационном листе ошибки, анализирует их, суммирует число набранных экзаменуемым штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого задания и экзамена в целом.
Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором и остается у него для составления протокола.
Пример прохождения заданий практического экзамена (по старой схеме):